Опыт разработки региональной стратегии адаптации к изменению климата в Республике Коми.

Изменение климата, наблюдающееся в большинстве регионов Земли, обусловлено повышением температуры атмосферы и уже в настоящее время приводит к определенным последствиям, тем или иным образом сказывающимся на жизнедеятельности населения. Наблюдаемые последствия изменения климата определили необходимость принятия определенных мер по минимизации отрицательного воздействия как наблюдаемых последствий, так и ожидаемых в перспективе.
Вопрос о дальнейшей динамике климатической системы достаточно сложен и сценарии таковой динамики не бесспорны. Однако отсутствие реагирования как на имеющие место изменения климата, так и на ожидаемые (даже с учетом значительного несовершенства сценариев) недопустимо, так как может привести к катастрофическим последствиям.
В настоящее время возможны два вида действий — превентивные мероприятия и адаптационные мероприятия. В нашем случае не рассматиривается вопрос превентивных действий. Превентивные стратегии достаточно полно определены и должны приниматься (и принимаются) к действию мировым сообществом на уровне государств, в т.ч. и Российской Федерацией. Регионы принимают участие в реализации превентивных мероприятий в рамках общегосударственных программ.
Наблюдаемые изменения климата и их последствия общеизвестны, при определенном различии для регионов как по величине этих изменений, так и по значимости наступивших последствий, зависящих от уязвимости регионов от тех или иных изменений климатической системы. Ожидаемые изменения климатической системы определены общепринятыми сценариями (даже при существенной неопределенности этих сценариев).
Для Республики Коми изменение климата выражается в повышении температуры воздуха (на 0,6-1,4°С за последние 60 лет), которые более выражены в осенний и зимний периоды и практически отсутствует в весенний и летний периоды. Имеются и различия по изменению температуры приземного воздуха по районам республики, но в целом скорость потепления составляет 0,1-0,2°С/10 лет. Отмечается рост годового количества осадков, хотя пока более-менее уверенно можно говорить о некотором увеличении осадков только в весенний период. В результате увеличения количества осадков увеличивается водность рек, хотя по районам республики изменения водности рек носит разнонаправленный характер. И, безусловно, в настоящий период наиболее неблагоприятные последствия изменений климата для Республики Коми обуславливает деградация многолетнемерзлых пород. В последние 30 лет их температура увеличилась на 0,8 — 1,5°С, возникли несквозные талики мощностью до 10 метров, мощность ранее существовавших таликов увеличилась на 6-7 метров, термокарстовые просадки земной поверхности достигают 0,6-0,7 метра, граница мерзлоты, залегающей с поверхности, отсутупила к северу на 30-50 км.
Наиболее существенные последствия произошедших изменений климата в Республике Коми соответственно выражаются в нарушении сохранности промышленных и гражданских объектов вследствие деградации многолетнемерзлых пород (срок службы зданий многоэтажной застройки в результате деформаций сокращается до 8-10 лет, отмечаются нарушения фундаментов опор нефте-, газопроводов и т.д.). Повышение уровня грунтовых вод, которое явно выражается пока только в районах распространения многолетнемерзлых пород, создает угрозу для фундаментов зданий и сооружений. Увеличение повторяемости оттепелей и заморозков в осенне-зимнний и зимне-весенний периоды отрицательно сказываются на сохранности фундаментов зданий и сооружений. Из-за потепления сокращаются сроки действия сезонных дорог (зимников) и ледовых переправ, увеличиваются (из-за увеличения переиодов неустойчивого ледостава) сроки отсутствия траспортного сообщения с «заречными» населенными пунктами. Увеличение повторяемости высоких весенних паводков (более в перспективе) увеличивает вероятность подтопления промышленных и гражданских объектов. Увеличение водности рек активизирует русловые процессы, что создает угрозу сооружениям на берегах и в руслах рек.
Ожидаемые изменения климата на территории Республики Коми (принята оценка возможных изменений климата, опубликованная в «Оценочном докладе об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации», подготовленном Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом) в 2008 г.) предполагают дальнейшее возрастание отмеченных изменений климата, развитие наблюдаемых последствий этих изменений и проявление последствий, не выраженных в настоящее время — изменение природных экосистем, в т.ч. уменьшение площадей ягельников и увеличение срока их восстановления (основная кормовая база северного оленеводства), распространение сельскохозяйственных вредителей, расширение ареала обитания и повышение активности клещей — переносчиков иксодового клещевого боррелиоза и клещевого энцефалита. С повышением, в целом, комфортности проживания населения Республики Коми, возрастут риски для его здоровья (например в периоды экстремально высоких температур, распространение инфекционных заболеваний).

О принципах определения последствий изменения климата для региона Республики Коми в качестве базовых при разработке "Региональной стратегии адаптации к изменения климата в Республике Коми"

При определении возможных последствий изменения климата, подлежащих учёту региональной адаптационной стратегией, следует учитывать существующую неопределённость в результатах прогнозирования таковых изменений на достаточно длительный период из-за значительной сложности задачи и недостаточности знаний о природе процесса. Существующие варианты дальнейшего изменения климата являются, строго говоря, лишь возможными сценариями долгосрочной динамики климатической системы и невозможно оставлять без внимания вероятность существования иных результатов развития процесса.
Высоткая затратность и сложность возможных адаптационных мероприятий в совокупности с достаточной неопредленностью процесса изменения климата на далекую перспективу диктуют определенную осторожность в оценке последствий изменения климата, степени их влияния на социально-экономическое развитие региона, установлении необходимых адаптационных мероприятий, путей и сроков их реализации.
Из наблюдаемых и ожидаемых изменений климата, вызванных потеплением, и их последствий для социально-экономического развития Республики Коми, возможных (с учетом вышеизложенного) для рассмотрения в региональной адаптационной стратегии, предпочтительнее выглядят:
  • Собственно потепление (повышение температуры атмосферы), сказывающееся на сроках действия (сокращении) зимников (в т.ч. зимних лесовозных дорог), ледовых переправ (с увеличением периодов прекращения транспортного сообщения с "заречными" населенными пунктами из-за увеличения периодов ледовых явлений и неустойчивого ледостава). Повышение рисков для здоровья населения (периоды с экстремально-высокой температурой воздуха, увеличения вероятности распространения инфекционных заболеваний).
  • Деградация многолетнемерзлых пород и связанные с ней нарушение сохранности зданий и сооружений.
  • Увеличение количества осадков и его влияние на увеличение снеговой нагрузки для зданий и сооружений, в т.ч. увеличение повторяемости ливневых осадков, сказывающееся на состоянии дорожной сети и инфраструктуре населенных пунктов. Связанное с увеличением осадков повышение уровня грунтовых вод (отрицательное влияние на сохранность фундаментов зданий и сооружений и усиление карстовых и термокарстовых процессов).
  • Увеличение водности рек, проявляющееся в увеличении повторяемости высоких весенних паводков, усиление интенсивности русловых процессов с повышением верхних границ зон интенсивного размыва берегов (нарушение сохранности зданий и сооружений по берегам и в руслах рек). Повышение повторяемости неблагоприятных и опасных природных явлений (грозы, шквалистые усиления ветра, сильные осадки, лесные пожары).
  • Изменения природных экосистем вызванные потеплением, выражающиеся в изменения видового состава растений (уменьшение площадей ягельников при увеличении периода их восстановления).
При разработке региональной адаптационной стратегии применительно к Республике Коми не видится целесообразным рассматривать, на данном этапе, ряд изменений климатической системы и обусловленных этими изменениями последствий для социально-экономического развития региона. Например, некоторые изменения климатической системы и связанные с ними последствия нет смысла рассматривать из-за их неявной выраженности и длительности периода формирования (изменения в лесной зоне), а положительные последствия потепления, касающиеся сокращения отопительного периода и повышения его средней температуры, учитываются в процессе эксплуатации генераторов тепла, возможность использования в сельском хозяйстве более теплолюбивых и урожайных растений и их сортов рассматривается производителями сельхозпродукции самостоятельно с учётом большой вариантности и соответственно высоких рисков.

Определение действий, необходимых для реализации адаптационной стратегии.

Действия по адаптации региона к изменениям климатической системы определяются степенью уязвимости территории или отраслей от изменений климата, формирующих значения последствий для социально-экономического развития региона, а также наличием политических и экономических возможностей для обеспечения реализации таковых действий.

Указанные действия можно разделить на 4 группы:
  • Обеспечивающие действия, заключающиеся в создании или совершенствовании систем мониторинга как за климатическими изменениями (в нашем случае это восстановление мониторинга динамики многолетнемерзлых пород и уровня грунтовых вод), так и за реализацией мероприятий по адаптации к изменению климата.
  • Действия, находящиеся (в достаточной степени) в компетенции органов государственной власти региона.
  • Действия, требующие для их реализации экономическое участие федерального уровня.
  • Действия, для реализации которых необходимо принятие или изменение существующих руководящих документов и законодательных актов федерального уровня.
По первой группе действий (мероприятий) существует обоснованное мнение о достаточности существующей информации об изменении климата и отсутствии необходимости постановки дополнительных исследований в целях детализации процесса изменения климатической системы. В нашем случае рассматривается вопрос только о восстановлении мониторинга динамики многолетнемерзлых пород, так как существующих в настоящее время мерзлотных стационаров явно недостаточно. Мониторинг реализации адаптационных мероприятий должен осуществляться уполномоченными органами государственной власти региона и обязателен для отражения в адаптационной стратегии.
Группа действий (мероприятий), находящихся в компетенции органов государственной власти регионов определяется наличием возможностей для их реализации без заметного участия государства (как экономического, так и правового). К этой группе можно отнести:
  • Решение вопросов устройства постоянных дорог регионального назначения, строительство постоянных переправ, адаптацию дорожной сети (региональной) и инфраструктуры населенных пунктов к повышению повторяемости ливневых осадков, разработку региональных требований к проектированию и строительству зданий и сооружений, учитывающих изменения климата и их последствия, разработку мероприятий по уменьшению негативных последствий изменения климата для жизнедеятельности коренного населения, занимающегося отгонным животноводством, совершенствование системы борьбы с лесными пожарами, ориентация системы здравоохранения на снижение рисков от неблагоприятного воздействия потепления, разработка систем компенсации населению потерь от неблагоприятных природных явлений.
Действия, требующие для их реализации экономическое участие федерального уровня, определяются как по принадлежности объектов, подвергающихся негативным последствиям изменения климата (строительство берегоукрепляющих сооружений, защитных дамб на реках федерального ведения, строительство постоянных дорог федерального значения, постоянных переправ на них), так и по требующимся для их реализации средствам, превышающих возможности региона (в первую очередь решение вопроса сохранности зданий и сооружений, находящихся в ведении государства и в собственности населения, расположенных в зоне многолетней мерзлоты).
К четвертой группе действий, требующих для их реализации принятия (или изменение существующих) руководящих документов федерального уровня, относятся мероприятия по разработке требований федерального уровня к проектированию зданий и сооружений учитывающих существующие климатические особенности и ожидаемые последствия изменения климата, а также документов, регламентирующих контроль за исполнением таких требований.
Таким образом, при разработке региональной стратегии адаптации к изменению климата доступны три варианта:
  • Разработка и реализация реально исполнимой адаптационной стратегии с учетом действий, возможных для регионального уровня.
  • Разработка и реализация адаптационной стратегии, в которой часть действий будет носить характер законодательной инициативы, без полной уверенности в их реализации.
  • Принятие на федеральном уровне руководящих документов по разработке региональных адаптационных стратегий, предусматирвающего механизм планирования и реализации действий, зависящих от органов государственной власти федерального уровня и последующая разработка региональных стратегий, учитывающих весь спектр необходимых действий и содержащих механизмы их реализации.
Козел О.Г. Начальник ГУ "Коми ЦГМС"
16 июня 2011 г.